Сегодня Русская Православная Церковь празднует день памяти великого Вселенского учителя Василия Великого!
Этот святитель — один из ярких столпов IV века, который сияет перед лицом Божиим как образец и богословия, и мужества. Василий Великий родился в семье христианских родителей, его отец и мать канонизированы Церковью так же, как и он сам, и причислены к лику святых. Святыми являются его сестра и два его брата.
Но, по обычаю того времени, после рождения детей не крестили, в то время была практика крестить детей уже по достижению совершеннолетия. Василий поступил в Афинский университет и учился вместе с будущим римским императором Юлианом Отступником. Там же он приобрел и лучшего друга — Григория Богослова. У них было только две дороги: к учителям и в храм Божий. Василий Великий очень быстро освоил весь университетский курс, став блестящим ритором, великим знатоком философии и естествознания. После окончания обучения святитель Василий решил отправиться в паломничество, он прибыл на Иордан и принял Святое Крещение. Оттуда он поехал в Египет, для того чтобы обучится настоящей, неподдельной философии ― к монахам.
Он общался с Макарием Великим, общался с учениками Антония Великого. Монашество только зарождалось, и Василий Великий явился тем, кто монашество воцерковил. Древнее монашество ― это движение мирян, никак не связанное ни со священниками, ни с епископами. Основоположник монашества Антоний Великий никогда не был пострижен, он был обычным мирянином, жившим аскетично. Василий Великий, усвоив эту небесную философию, возвратился домой, в Кесарию, где его возвели в сан чтеца. Затем очень скоро возвели в сан пресвитера. Но потом он сбежал со своим другом Григорием Богословом и создал первую общину монахов в горах Каппадокии.
Для этих монашеских общин Василий Великий пишет нравственные правила духовной жизни, но сам Василий Великий не предполагал делать общины монашескими, а хотел просто сделать их идеальными христианскими поселениями. И поэтому в своих нравственных правилах он ни разу не употребляет слова монах. Но эти правила стали основой для всех монашеских уставов, которые приняла Православная Церковь. После двух лет, проведенных в горах Каппадокии, Василий возвращается домой, в Кесарию, которая являлась к тому времени очень крупным городом, центром не только провинции, но целой области. Василий Великий становится помощником, заместителем епископа Евсевия Кесарийского, а затем он избирается уже в архиепископы и становится главой независимой Кесарийской Церкви, включавшей тогда несколько десятков епископий. В это время (IV век) на Востоке начинает разгорается арианская ересь, которая была осуждена на Первом Вселенском Соборе в 325 году. Но после Собора она не прекращается, а начинает нарастать с новой силой при поддержке императоров и либеральной общественности. Арианская ересь распространялась при помощи народного пения. В то время, как и сейчас, были очень популярны в народы попсовые развратные песни, и на эти мелодии Арий и написал свои проповеди.
Песни стали распевать в портах, кабаках, на базарах. Таким образом, при помощи нехитрого способа Арий стал распространять среди гущи людей свое лжеучение о том, что Иисус Христос — не истинный Бог. Как рассказывал брат Василия Великого, Григорий Нисский: приходишь в то время на базар и спрашиваешь продавца о цене бобов, а слышишь в ответ: «Отец не мог родить Сына». Приходишь в баню и спрашиваешь: «Баня вытоплена?» А тебе отвечают: «Сына не существовало, пока Он не был рожден».
Это говорит о том, настолько глубоко ересь проникла в народ, и даже продавцы и банщики, вместо своей обычной работы, искажали учение о Святой Троице. Чтобы противостоять этой ереси, потребовалось огромное мужество Василия Великого, его друга Григория Богослова, Григория Нисского и многих других отцов Церкви. Именно они своим подвигом вытащили Церковь из той заразы, в которой Она находилась. В то время арианство не исповедовали только на Западе, Рим твердо хранил православие, а весь Восток был заражен арианской ересью. Василий Великий боролся с арианством разными способами — при помощи проповедей, монахов, гимнов, богослужений и церковной политики.
Для этого он написал ряд произведений, а вообще он нам оставил восемь томов своих работ. Он активно отстаивал Божество Сына Божьего и Божество Святого Духа. Василий Великий настолько активно боролся с ересью, а его произведения настолько высоки как в богословском, так и в ораторском стиле, что на него ариане даже устраивали покушения. Также известен случай, когда император пытался насильно заставить Василия подписать еретический символ веры. Но Василий Великий проявил твердость и сказал императору: «Не могу я поклониться творению, будучи сам предназначен стать богом по благодати». Он не видел большой разницы между идолопоклонниками и арианами, так как что те, что другие кланяются творению, а не Творцу».
Сам Василий Великий был боговидцем, он созерцал тайны Божии. Духом Святым он написал Литургию, из которой многое позднее взял Иоанн Златоуст. Однажды ариане при помощи правителя захватили кафедральный собор в городе Кесарии и не пускали в него епископа Василия. Тогда Василий Великий, подойдя к дверям храма, запел слова из псалма: «Святый Божий, Святый Крепкий, Святый Бессмертный…» И после этих слов двери храма открылись, все печати императора свалились, и Василий Великий вошел в храм, освободив его от арианских захватчиков. Когда император-арианин Валент пришел в храм принести дар, Василий его встретил на ступеньках и сказал: «Пока Никейского Символа Веры не исповедуешь, не пущу». Валент исповедал Никейский Символ и после этого был допущен до Причастия.
Василий Великий известен также своей удивительной благотворительностью. Он на собственные средства и на средства Церкви создал первую многокоечную клинику на полторы тысячи пациентов. Василий Великий был обучен медицинскому делу, он был хирургом. Ему приписывали несколько трактатов по медицине. Им впервые был применен наркоз: перед операцией больных поили крепленным вином с настоем опиума. Лечение в его больнице было бесплатным.
Известно, что Василий Великий обладал властью над злыми духами. В его бытность епископа произошел следующий случай. Один юноша влюбился в свою госпожу и, чтобы добиться ее расположения, отправился к одному колдуну, где заключил с диаволом договор, подписав его своей кровью, в котором отрекался от Христа и поклонялся сатане с тем, чтобы получить в жены эту девицу. Диавол исполнил свое обещание, госпожа-девица влюбилась в него, и они поженились против воли ее отца. Во время Пасхи молодая жена спросила своего мужа: «Почему ты рыдаешь и не хочешь идти в храм?» Он ей рассказал ту историю, которая с ним приключилась. Тогда жена поволокла его к Василию Великому, и он публично исповедовал своей грех отступничества от Христа. Василий Великий обратился ко всему народу: «Как же я могу допустить, чтобы овца из моего стада оказалась в лапах сатаны? Мы сейчас будем все вместе молиться до тех пор, пока диавол не отдаст расписку». И все люди, подняв руки к Небу, стали кричать: «Господи, помилуй! Господи, помилуй!» И тут в западной части храма появилась темная туча и раздался голос сатаны: «Он ко мне добровольно пришел, я его не тянул, он расписку писал, я условие договора выполнил, так не пойдет!» Василий Великий сказал диаволу: «Отдавай немедленно расписку!» Сатана ответил: «Нет». Тогда Василий Великий приказал народу молиться дальше. Все люди начали кричать: «Господи, помилуй! Господи, помилуй!» А Василий Великий запечатал эту черную тучу спасительным знаком ― Крестом. И в тоже самое время по воздуху, из западной части храма прилетела та самая расписка, подписанная кровью юноши. Василий Великий приказал этому юноше самому разорвать расписку. Святитель простил его и Причастил Святых Христовых Таин. Диавол завопил: «Василий, ты что, хочешь у меня всех отобрать?» Св. Василий Великий ответил: «Да, конечно же, всех!» И после этого с воплями диавол сбежал.
Василий Великий был чрезвычайно энергичным человеком, но при этом он был очень больным. Он не дожил даже до пятидесяти лет. Перед смертью Василий Великий очень сильно болел. У него был старый друг-иудей, они долго дружили, но еврей не хотел никоим образом принимать православие. Иудей был очень хорошим врачом и мог по пульсу безошибочно определять состояние человека. Послушав пульс Василия Великого, иудей сказал другу, что он не доживет и до утра. На что Василий Великий ответил: «Давай мы с тобой заключим пари: если я до утра доживаю, то я тебя крещу, а если нет, то нет». Иудей ему сказал: «Я прекрасно разбираюсь в медицине, я точно знаю, до утра ты не доживешь». Они заключили пари. Иудей ушел. Василий Великий позвал к себе диакона и приказал ему готовить купель для крещаемого и Дары к Литургии. Утром приходит к Василию Великому еврей Иосиф и спрашивает у находящихся в доме, давно ли умер пациент? На что ему отвечают: «Он ждет тебя в храме». Иосиф говорит: «Такого быть не может! Чтобы он еще и ходил при такой болезни?» И увидев Василия, врач-иудей исповедал Иисуса и был крещен в православной вере руками Василия Великого.
Отслужив Литургию, Василий Великий умер.
Это удивительный святой, который пусть учит нас мужеству, учит нас мудрости. Учит тому, что христианин должен знать истинную философию Святого Духа, должен знать Писание, знать слово Божие, учение Церкви, тайны Божии и возрастать премудростью и разумом. Христос послал людям Духа премудрости и разума, совета и крепости, мудрости и благочестия, страха Господня, которым был переполнен святитель Василий и который изливается на всю Церковь Божию. Спустя два года после смерти Василия состоялся Второй Вселенский Собор, который окончательно победил арианскую ересь и установил Никео-Цареградский Символ Веры, который мы знаем и сейчас. И все это произошло трудами Василия Великого и его друзей: свв. Григория Богослова, Григория Нисского и других святых, которым воздаст Господь в Небесах! Спаси вас Господи!
священник Даниил Сысоев