Среди пришедших ко Крестителю, показался Тот, Кто не имеет нужды в покаянии, потому что Сам отпускает грехи, – то есть Иисус Христос. «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?» (Мф. 3:14) – вопросил Его Иоанн.
Никакая Человеческая праведность не сравнится со святостью Богочеловека. Но Господь отвечает: «Оставь теперь; ибо так надлежит нам исполнить всякую правду» (Мф. 3:15).
Правда – это все, что от Бога, ибо праведен в собственном смысле только Бог. Бог повелел Иоанну крестить людей, и этому следовало повиноваться. А поскольку Христос был не только Сын Божий, но и человек, то, как человек, Он должен был исполнить все, что повелел Бог.
Вместе с этим, Господь принимает крещение от Предтечи, дабы показать, что Он не чуждается падшего человечества и что пришел, дабы взять грехи людей на Себя.
Под небом знойной Палестины
Красив священный Иордан,
Когда поднимется туман
От тихо дремлющей равнины
И в зыбь хрустальную нежна
Посмотрит южная луна.
Чаруют воды Иордана
Своей святыней мировой:
Крещенье принял над Собой
В них Иисус от Иоанна.
Раскрыло небо здесь чертог
И явлен Триединый Бог.
И. Лебединский
«Когда же крестился весь народ, и Иисус, крестившись, молился, – отверзлось небо, и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой возлюбленный; в Тебе Мое благоволение!» (Лк. 3:21–22).
Почему Дух Святой сошел в виде голубя? Потому что эта птица всегда была символом чистоты, невинности, незлобия и кротости. А Дух Святой делает душу человеческую чистой и мирной. Но разве на Христе не было ранее Духа Святого? Конечно, был. Это схождение было необходимо, чтобы люди узнали во Христе Сына Божия.
Так Бог Троица явил Себя миру. Явил не в том смысле, чтобы люди просто согласились, что Бог вообще есть. Но Господь показал, что теперь Он находится рядом с нами, так как Его возлюбленный Сын причастен человеческому естеству. И как у Иордана Спаситель стоял посреди кающихся грешников, так и во все времена, каков бы ни был грешник, если он кается – с ним Сам Христос.
В статье использован материал из книги Валерия Духанина "Сокровенный мир Православия"