Праздничное богослужение в день памяти преподобного Стефана Филейского

Праздничное богослужение в день памяти преподобного Стефана Филейского

Дата создания: 00:25, 20 июн 2024

В день памяти преподобного Стефана Филейского, в среду 30 августа 2023 года, в нашем храме совершалась праздничная Божественная литургия архиерейским чином. Богослужение возглавил митрополит Вятский и Слободской Марк.

За богослужением сегодня Его Высокопреосвященству сослужили настоятель храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» протоиерей Сергий Ендальцев, клирики храма иерей Евгений Виноградов, иерей Константин Киселев, иерей Сергий Бабинцев, настоятель храма в честь святого Пантелеимона Целителя города Кирова иерей Александр Коссов.

За богослужениями звучали красивые праздничные песнопения в исполнении мужского Архиерейского хора под регентством Юлии Скопиной.

Верующие собрались разделить радость совместной молитвы за праздничным богослужением.

Перед Таинством Святого Причащения иерей Константин Киселев обратился к верующим с пастырским словом:

- В минувшее воскресенье за Литургией мы слушали евангельское чтение, в котором звучали слова, обращенные к Спасителю: «И вот, некто, подойдя, сказал Ему: Учитель благой! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную?» (Мф. 19:16–26, Зач. 79). На что Господь даёт развернутый ответ, который мы сегодня могли бы разделить на две части. Условно эти две части можно было бы назвать два этапа религиозного развития человека.

Господь говорит: соблюдаешь заповеди: не убей, не прелюбодействуй, не укради, не лжесвидетельствуй, чти отца твоего и мать твою. На что наш герой евангельского повествования отвечает, что все это я соблюл от юности своей. Господь – сердцеведец, и Он в действительности знает, что человек соблюл эти заповеди, и Он предлагает ему второй этап духовного развития: хочешь быть совершенным – продашь имение свое. Евангельское повествование универсально, и оно нам свидетельствует об этом у двух разных апостолов, где разговор идет о разных юношах.

Мы сегодня зададимся вопросом: так как этот евангелевский сюжет, звучавший на прошлом воскресенье, связан с тем человеком, память которого сегодня празднуем – преподобным Стефаном Филейским? В этом и заключается универсальность Евангелия. Евангельское повествование настолько универсально, что обращение, которое Христос обращал к богатому юноше, оно сегодня обращено к нам, а столетие назад оно было обращено к преподобному Стефану. Вопрос в другом: кто как отозвался на этот ответ – призыв Христов?

Если мы всмотримся внимательно в жизнеописание преподобного Стефана, он совершенно не был богат, это был сын крестьянина. Да, у него был дядька, который оплатил ему образование в Петербурге, и он получил блестящее образование, так что если сегодня брать авторство его произведений и дать, к примеру, семинаристу почитать его произведения, то он скажет, что это Игнатий Брянчанинов или Феофан Затворник, наверное, написал. Насколько интересен слог преподобного Стефана, насколько он красив, насколько он проникает в сердце, и поистине, мы ещё далеко не знакомы с его кладезем духовной мудрости всего наследия, которое он нам оставил.

Так вот, не будучи богатым, что же тогда продал Стефан, чтобы жизнь вечную иметь? В этом заключается универсальность евангельского повествования, универсальный слог Христа, когда Он говорит о вещах внешних, подразумеваются вещи внутренние. Если для того евангельского юноши было внешнее богатство, то оно связано и с внутренним богатством. Если наш юноша не был внутренне богат сребролюбием, это бы не отображалось в его внешнем богатстве.

Дело в том, что под внешним богатством Христос подразумевает богатство внутреннее. В чем же богатство? Да разве никто из нас не богат тщеславием, никто из нас не богат раздражением на близких, никто из нас не богат нелюбовью к нашим близким, отсутствием любви? – да все мы богаты этим. Как раз преподобный Стефан это узрел и оставил нам интересное произведение, которое называется «Два пути». В этом произведении он знакомит нас с тем, что есть пространство, о котором Христос говорит о том, что многие идут этим путём, но мало кто идёт узкими вратами. Есть путь, который требует самоотречения, который требует расставания со старой душой, которая сравнялась с грехом. Христос говорит: если не отвергнешь, душу свою, не приобретёшь ее. В каком смысле нужно отвергнуть свою душу? Дело в том, что наш внутренний мир настолько сроднился с этим инородным богатством, которое мешает нам взглянуть на Бога, что нам надо расстаться с этой старой душой, чтобы приобрести новую. Будем внимать этим словам, будем внимательно относиться к памяти святого, всматриваться в жизнь святого. Как говорит апостол Павел: поминайте наставников ваших, взирайте на веру их. И духовное наследие, которое нам оставил преподобный Стефан, будем применять в своей жизни.

После Литургии духовенство и прихожане сегодня совершили крестный ход с иконой святого Стефана Филейского к часовне преподобного.



Пресс-служба Вятской Епархии