КАК НАУЧИТЬСЯ МОЛИТЬСЯ. Ответы пастырей

КАК НАУЧИТЬСЯ МОЛИТЬСЯ. Ответы пастырей

Дата создания: 14:45, 29 мар 2024

Чтобы научиться молитве, надо начать молиться!

Митрополит Лимассольский Афанасий,
Кипрская Православная Церковь

– В греческом языке есть пословица, схожая с русской: аппетит приходит во время еды. Чтобы научиться молиться, надо себя понуждать к этому деланию. Господь в Евангелии говорит: «Царствие небесное нудится, и нуждницы восхищают е» (Мф. 11, 12) – то есть силой берется, и употребляющие усилие восхищают Его.

Стоит только нарушить заповедь, сразу претыкаешься и в молитве.

Чтобы научиться молитве, надо начать молиться! Тогда молитва сама от этого усилия начнет действовать в нас. И в каждом она будет действовать неповторимо, потому что все мы уникальны, а молитва – это выражение конкретной души в ее общении с Богом.

Что нам помогает молиться? Соблюдение заповедей. Стоит только нарушить заповедь, сразу претыкаешься и в молитве. Для исправления нам даны таинства церковные. Покаяние и особенно Причастие. Помогают молитве пребывание в духе послушания, сосредоточение, молчание. Бодрость духа.

Новоначальный, как учили нас старцы, больше должен думать не о качестве, а о количестве молитвы. Просто постоянно повторяйте молитву, и всё. Потом обязательно наступит момент, когда молитва уже станет вашим достоянием сердечным, душа вкусит сладости молитвы и почувствует, что нет в этом мире уже ничего желаннее. Так все эти проблемы научения молитве и решаются.

А потом уже сама молитва действует в нас. Геронда Ефрем Катунакский говорил: «Не я руковожу молитвой, а молитва мною руководит». И молитва нас поведет туда, куда хочет Господь.

Новоначальным Господь во всем помогает.

Схиархимандрит Илий (Ноздрин)

– Апостолы просили Господа научить их молитве, и Он дал нам очень действенную и простую молитву «Отче наш». Тут и славословие, и покаяние, и благодарение, и прошение. Хотя Отец наш Небесный знает всё, в чем мы нуждаемся, прежде нашего прошения к Нему. Если и медлит исполнять, то для того, чтобы мы сами ничтожность наших просьб осознали. В самой молитве всё уже заключено: и питание, и защита, и исцеление наших душ, и спасение наше в вечность.

Молитва – это наше сокровище на Небесах. А значит, если молимся, то и сердце наше там будет (ср. Мф. 6, 21), а всё, что здесь необходимо, то приложится нам. Сказано же: «Ищите же прежде царствия Божия и правды его, и сия вся приложатся вам» (Мф. 6, 33).

Молитва каждого человека имеет космическое значение, – не только индивидуальное или влияющее, допустим, на его род, семью или ближайшее окружение, но и на весь мир. Так же как и любой наш грех приближает всё мироздание к погибели.

Если мы о теле своем печемся: питаем, одеваем, оберегаем его, – то как же о душе не позаботиться? Жизнь души поддерживается молитвой.

Ты только начни молиться. Ведь и в этот мир младенец когда приходит, родители сначала всецело пекутся о нем; так же и Бог, когда человек в жизнь духовную рождается, во всем помогает ему.

Молитва универсальна, она для всех.

Митрополит Владимирский и Суздальский Тихон

– Уже в Ветхом Завете говорится об именах Божиих: Иегова, Адонаи, Саваоф... То есть речь идет о личных отношениях с Богом: обращаемся к Нему мы по имени, лично. Какое имя Божие нам в Новом Завете открыто? Господь Иисус Христос. К Нему мы тоже лично в Иисусовой молитве обращаемся. «Несть бо иного имене под небесем, даннаго в человецех, о немже подобает спастися нам» (Деян. 4, 12). «Темже и Бог его превознесе и дарова ему имя, еже паче всякаго имене, да о имени Иисусове всяко колено поклонится небесных и земных и преисподних, и всяк язык исповесть, яко Господь Иисус Христос в славу Бога Отца» (Фил. 2, 9–11). Отцы-исихасты и оставили нам в наследие призывание имени Божия, – только в этом общении с Господом Иисусом Христом, прежде всего, и совершенствуется человек.

Что читаем у исихастов? Начинается всё с книжной молитвы. Потому-то эти книги и называются: молитво-словы. То есть это такой фундамент, где слова уже четко вытесаны святыми, уложены в эти крепкие устойчивые конструкции. Мы по этим молитвам всё усваиваем: и догматику, и литургику, и историю Церкви, – раньше же не все могли в воскресных школах обучаться, на богословские курсы ходить. Здесь всё самое основополагающее, далее без этого ничего не возвести.

Следующий этап молитвы, – отцы говорили, – когда человек уже утверждается в правиле, – это призывание имени Божия. Это уже собственно молитва. Ее и называют Иисусова молитва, – по имени Господа. Тут уже, как читаем у аскетов, она сначала бывает устной – просто вслух произносим: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного». А когда она усваивается, становится умной, то есть произносим мы ее уже не просто устами, но умом. «Никто, – сказано у апостола, – не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым» (1 Кор. 12, 3). Если ум у тебя не очистится, ты и не сможешь творить умную молитву. Она быстро – слово даже такое есть в русском языке: приедается на устах, и оставляется вскоре, если нет у человека этого стремления очиститься, чтобы усвоить Дух.

Поэтому и необходимо старческое руководство в молитве, что старец помогает совершенствоваться. Молится за пасомого, направляет его. Из тысяч человек единицы уже после очищения души собственно до совершенствования доходят.

Если молитва правильно идет, то следующая ступень – когда молитва опускается в сердце, и сердце начинает освящаться. Тогда уже устная, умная и сердечная молитва соединяются, – и начинает освящаться воля человека. В течение десяти лет, при правильном руководстве, отцы говорят, человек может приблизиться к чистоте. Иначе ее называют бесстрастием. Страсти покидают человека, у которого очищен ум, сердце, воля. Без молитвы этого не достигнуть.

Страсти покидают человека, у которого очищен ум, сердце, воля. Без молитвы этого не достигнуть.

Бесстрастие – это уже настолько высоко, что иные и полагают, что это святость. Но это еще не святость. Это уже чистота, и она достигается благодатью. Страсти уходят, и только тогда уже, когда человек более-менее свободен от них – потому что и святым Господь мог оставлять какую-либо страсть как «жало в плоть» (2 Кор. 12, 7), чтобы не возгордились, – он может уже только начинать еще совершенствоваться. «Благодать на благодать» (Ин. 1, 16), – как говорится об этом в Евангелии и Господом свидетельствуется: «Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой» (Ин. 7, 38). Тут уже дары Духа Святаго в каждом подвижнике индивидуально раскрываются: у кого пророчества, у другого исцеления, у третьего прозорливость. Тогда он уже и другим может помочь. А пока каждый из нас еще сам в своих страстях барахтается, то всё наше добро с явной примесью греха бывает – не другим, так себе навредим. Всё – в борьбе, всё в преодолении постоянном. «Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю» (Рим. 7, 19).

И следующая степень молитвы: созерцательная. Это то, о чем сказано: «Царство Божие внутрь вас есть» (Лк. 17, 21). Не злоба, не уныние там должны быть, не стяжательство, – а Свет Небесный. Господь его на горе Фавор показал. А попробуй ты его стяжать, если не с кем посоветоваться, не у кого спросить. Сила Истины – в чистоте духа, – отцы говорили. Но это всё высота.

Преподобный Серафим Саровский наставлял: ту добродетель, которая тебе дает больше благодати, ту и твори. Хотя и отмечает, что молитва особо прибыльна в духовном плане. К тому же молитва универсальна – она для всех. Так и аскетические подвиги бывают для избранных, а есть то, что всем под силу. Хотя бы только «Господи!» скажи – уже благодать приходит. Потому что Господь всех нас уже спас, – ты лишь прими эту милость. Надо ощутить всю гибельность своего существования, возжелать Спасителя. Грешим мы постоянно, значит, и имя Божие непрестанно должны призывать: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного». Вот она, эта ниточка: само слово «религия» от лат. religare – «воссоединять». Сказано: «Всякий, кто призовет имя Господне, спасется» (Рим. 10, 13). В будущем веке никакой суеты не будет, будет молитва, – вот и всё.


По материалам сайта Православие.ру